Последние темы
» Приглашение на Практикум на колоде Таро "Диагностика графических формул"
Вчера в 11:11 pm автор Марьянка

» Запись на курс основы ясновидения.
Вчера в 7:42 pm автор Олёна

» Поздравляем с Днем Рождения!
Вчера в 2:17 pm автор Козерог

» Диагностика любовных отношений
Вчера в 9:06 am автор Сейлан

» Новогодний Календарь на 2018 год
Вчера в 9:00 am автор Сейлан

» Внимание!!!Приглашаю вас на курс Тёмного колдовства.
Пт Дек 08, 2017 8:23 pm автор Тина

» Ответ на Колоде Таро Хейндля
Чт Дек 07, 2017 9:54 pm автор Козерог

» 14 восточных правил успеха..
Чт Дек 07, 2017 3:07 pm автор Чуня

» Что происходит с человеком в гробу.
Вт Дек 05, 2017 6:35 pm автор Ведьма Анга

» ИЕРОГЛИФЫ ЛЮБВИ
Вт Дек 05, 2017 12:42 am автор Чуня

» Символы и талисманы любовного фен-шуй
Вт Дек 05, 2017 12:38 am автор Чуня

» Ритуал фен-шуй для привлечения любви.
Вт Дек 05, 2017 12:36 am автор Чуня

» Внимание!Приглашаю в акцию "Ваша кармическая задача"
Вс Дек 03, 2017 10:30 pm автор Алекса

» Кельтский Огам
Вс Дек 03, 2017 7:32 pm автор Олёна

» Красивая музыка.
Пт Дек 01, 2017 2:22 pm автор Ведьма Анга

» Колода Таро Хейндля
Пт Дек 01, 2017 10:54 am автор Ведьма Анга

» Анализ и оценка магического обряда.
Пт Дек 01, 2017 6:33 am автор Мара

» Добро Пожаловать на Форум
Пт Дек 01, 2017 12:16 am автор Ведьма Анга

» Форум приглашает к сотрудничеству модераторов.
Чт Ноя 30, 2017 11:27 am автор Ведьма Анга

» Приглашение на Практикум на колоде Таро
Вт Ноя 28, 2017 12:54 pm автор Олёна

» О науке Каббала.
Пн Ноя 27, 2017 9:23 pm автор Ведьма Анга

»  "Цветочные подсвечники"
Пн Ноя 27, 2017 8:13 pm автор Ведьма Анга

» С ДНЁМ МАМОЧКИ
Вс Ноя 26, 2017 11:03 pm автор Козерог

» ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ ФОРУМА!!!
Вс Ноя 26, 2017 9:17 am автор Ведьма Анга

» Приглашаем на МК "Празднование Йоля"
Ср Ноя 22, 2017 7:17 pm автор Ведьма Анга

» ЩИ ОБЖОРНЫЕ И ПУСТЫЕ
Вт Ноя 21, 2017 11:01 pm автор Ведьма Анга

» Колода "Таро Чернокнижника"
Сб Ноя 18, 2017 8:51 pm автор Ведьма Анга

» Поздравляем с Днем Рождения Ведьму Ангу!
Пт Ноя 17, 2017 8:19 pm автор Ведьма Анга

» ПРИГЛАШАЕМ ВАС ПОСЕТИТЬ МАСТЕР КЛАСС "ОЧИЩЕНИЕ И ИЗБАВЛЕНИЕ ОТ МАГИЧЕСКОГО НЕГАТИВА ЧЕРЕЗ ВЕЛЕСА".
Сб Ноя 11, 2017 5:42 pm автор Ведьма Анга

» Запись на Мастер-класс "Трансформация реальности с Таро"
Пт Ноя 10, 2017 9:06 am автор МИЛЕДИ

» Приглашаем на Мастер Класс "Бесовский приворот"
Вт Ноя 07, 2017 6:05 pm автор Ведьма Анга

» Приглашаю на практикум "Определение негатива на Таро Уэйта".
Вс Ноя 05, 2017 9:56 am автор Медея

» Мастер класс по изготовлению магического зеркала.
Пт Ноя 03, 2017 1:31 pm автор Козерог

» Мастер класс по изготовлению магического зеркала.
Пт Ноя 03, 2017 8:46 am автор Ведьма Анга

» ПРИГЛАШАЕМ НА МК ПО ДИАГНОСТИКЕ МАГ.РАБОТЫ РУНАМИ.
Ср Ноя 01, 2017 11:08 am автор Ведьма Анга

» С ПРАЗДНИКОМ САМХЕЙНА,ДОРОГИЕ ДРУЗЬЯ!
Вт Окт 31, 2017 7:49 pm автор Ведьма Анга

» Денежный амулет или пентакль на заказ.
Вт Окт 31, 2017 11:59 am автор Алекса

» Практикум на колоде Таро «Знаки Судьбы»
Вт Окт 31, 2017 11:29 am автор Сейлан

» Акция Форума КОВЕН ВЕДЬМ
Пт Окт 20, 2017 9:17 pm автор Козерог

» Рисуем свою колоду карт.
Пт Окт 20, 2017 11:54 am автор Dushechka

» " Амулет " Древо жизни".
Пн Окт 16, 2017 10:16 pm автор Козерог

» Поздравляем с праздником!Славянский праздник -Покров.
Сб Окт 14, 2017 9:19 am автор Ведьма Анга

» Ведьмы мира •Сибил Лик: возродившая ведовство
Сб Окт 14, 2017 12:01 am автор Козерог

» Чернокнижие мира • Волшебные часы Якова ч.I
Ср Окт 11, 2017 4:16 pm автор Ведьма Анга

» Чернокнижие мира • Маг Петра Великого ч.II
Ср Окт 11, 2017 3:52 pm автор Ведьма Анга

»  Чернокнижие мира • придворный алхимик первых Романовых
Ср Окт 11, 2017 3:42 pm автор Ведьма Анга

» Ведьмы мира • Леди Шеба: Королева ведьм
Ср Окт 11, 2017 2:58 pm автор Ведьма Анга

» : 9 КРУГОВ АДА
Сб Окт 07, 2017 8:05 pm автор Ведьма Анга

» Кто такой Бабай
Пт Окт 06, 2017 7:07 am автор Козерог

» **Ночница**
Пт Окт 06, 2017 7:04 am автор Козерог

» Маллеус малефикарум.
Пт Сен 29, 2017 10:49 pm автор Ведьма Анга

» Приглашаем на новый мастер класс "ТАРО И СНОВИДЕНИЯ"
Ср Сен 27, 2017 5:21 am автор Козерог

» Диагностика негатива.
Вт Сен 26, 2017 1:59 pm автор Ведьма Анга

» Культ Смерти.
Ср Сен 20, 2017 9:09 am автор Ведьма Анга

» Сказка "Девочка и тьма"
Ср Сен 20, 2017 8:51 am автор Ведьма Анга

» Кто такая ВИВЕРНА
Ср Сен 20, 2017 1:11 am автор Чуня

» Кто такой Цербер
Ср Сен 20, 2017 1:06 am автор Чуня

» Жнец - кто ОН
Ср Сен 20, 2017 12:59 am автор Чуня

» Как сделать карты таро своими руками.
Пн Сен 18, 2017 8:23 pm автор Ведьма Анга

» Василиса..
Пт Сен 15, 2017 11:42 pm автор Ведьма Анга

С Новым годом!
Декабрь 2017
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Календарь Календарь

Славянская Лавка
Пользователи, открывшие больше всего тем
Ведьма Анга
 
Чуня
 
Сейлан
 
Лилит
 
Козерог
 
Медея
 
МАРИТА
 
АРИАДНА
 
МИЛЕДИ
 
Марьянка
 

Ковен Ведьм

Выкл. снег


Сравнительный анализ культов волка и медведя в древнерусской языческой традиции

Предыдущая тема Следующая тема Перейти вниз

Сравнительный анализ культов волка и медведя в древнерусской языческой традиции

Сообщение автор Ведьма Анга в Чт Июл 27, 2017 2:15 pm

Религиозные верования восточных славян - тема, занимающая важное место в средневековой истории России. Изучение славянского язычества предполагает также исследование культов животных: их древнейшие формы, последующие традиции в IX-XVI вв., эволюцию в обрядовых действиях XVII-XX вв. В научной литературе накоплен значительный опыт по изучению культовой значимости отдельных видов животных. Проведем сравнительно-функциональный анализ языческих культов волка и медведя, изучив эволюцию основного содержания языческих культов этих животных, их основополагающие функции в обрядовой жизни и хозяйственной деятельности восточных славян.

Т.В. Гамкрслидзе и В.В. Иванов изучили сакральные значения волка и медведя у праиндоевропейцев III-II тыс. до н. э. Они показали, что культ медведя являлся ритуально менее значимым, чем культ волка, который охватывал как биологическую, так и социальную сферы: волк - символ единства всего племени, как особый социальный статус, символ всеведения, даруемого вождю племени. Волк и волчья стая наделялись особыми сакральными качествами. У древних хеттов царь Хатгусили I (XVII в до н. э.), обращаясь к собранию-панкусу, призывает своих воинов-подданых "быть единым целым", т.е. объединяться "как волчий род". Медведь символизировал тогда, преимущественно, плодородие природы. В балтийской и германской традициях, у восточных славян, т. е. у европейских индоевропейских народов, оказавшихся в сходной экологической среде обитания: в полосе лиственных и хвойных лесов Европы, наблюдается расширение ритуальной значимости медведя и утрата культом волка, при сохранении индоевропейской основы, многих своих функций. Речь идет не о большей или меньшей ритуальной значимости у восточных славян этих животных, а о разграничении сфер их применения. Культы волка и медведя стали выражать две во многом противоположные модели бытия. Первый несет в себе активное агрессивное начало, второй аккумулирует положительную природную мощь. Культ волка символизирует обладание неким сверх-знанием, силой, удалью, позволяющими быть «выше» большинства, управлять. Культ медведя воплощает силу почти безграничную, идущую «изнутри», способную исцелять, защищать, влиять на само течение жизни. Отсюда - связь культа волка с воинами, дружиной, князьями, понятием «чужой»; связь культа медведя с плодоносящей силой земли, животных, человека, с понятиями «свой», «хозяин».

Сравнение князя с волком находим в "Повести временных лет" (начало XII в.) и "Слове о полку Игореве" (конец XII в.). «Роди мать от волхованья... бысть ему язвенно на главе его, рекоша бо волсви матери его: «Се язвенно навяжи на нь, да носить е до живота своего», еже носить Всеславъ и до сего дне на собе, сего ради немилостливъ есть на кровьпролитье» . «Всеславь князь самь въ ночь влъкомъ рыскаше; изъ Кыева дорискаше до кур Тмутороканя, великому Хръсови влъкомъ путь прерыскаше». У князя Владимира Святославича был воевода Волчий Хвост, обладавший военной удачей (победил радимичей). Воины "Слова" называются и действуют "волками": "бегут, скачут, рыщут". Особенности рождения Всеслава (от волхвования), приписываемые ему способности к оборотничеству, этнонимы, содержащие основу "волк", описание воинов через действия животного - все они отражают древнюю индоевропейскую традицию представлений о людях "в волчьем обличье" и указывают на ритуальную значимость культа волка, связанную с обладанием вещим знанием.

В XIX-XX вв. среди диких животных волк оставался одним из центральных и наиболее мифологизированных персонажей. В Полесье при встрече с волком, призывали к себе умерших, называя их по имени, гукали мертвого, звали знакомого умершего охотника. Считалось, что волки истребляли нечисть, чтобы она меньше плодилась, т.е. выполняли роль охранников (дружинников). Верили, что у волков имеется свой хозяин, покровитель, а волки находятся в подчинении у лешего: леший кормит их как своих собак хлебом. В представлениях о волке как о хищнике, уносящем скотину, присутствует мотив жертвы. Волк исполняет медиаторскую функцию, он посредник между людьми и силами иного мира. Части тела и имя волка использовались для приобретения отпугивающих свойств, агрессивности, жизненной силы и здоровья. Чтобы пчелы давали больше меда, их окуривали кончиком волчьего носа. Волчий хвост носили при себе от болезней. Практически повсеместно волк, перебегающий дорогу путнику, пробегающий мимо деревни, встретившийся в пути, предвещает счастье, удачу и благополучие. Определяющим в образе волка является признак "чужой". Поэтому волк соотносился с чужими, приходящими извне - с женихом, с мертвыми, с предком, ходячим покойником-вампиром. В этом же ряду следует назвать колядников и участников других обходных обрядов: волков называли колядниками. Волк был связан с пересечением границы и различными пограничными, переломными моментами или периодами (смена старого года новым, переходный зимний или осенний периоды). К промежуточным календарным датам относилось время разгула волков и оберегов от них; считалось, что поездка к венчанию или с венчания могла закончиться обращением свадебной церемонии в волков.

Название медведя у восточных славян табуировалось. Первоначальная индоевропейская лексема заменилась описательным наименованием по признаку склонности животного к сладкому, что также указывает на культовую значимость медведя в славянской области. Монаха Печерского монастыря пугали бесы "в образе медвежий", что свидетельствует об оборотнических свойствах, приписываемых медведю и находящему многочисленные подтверждения в верованиях XIX в. (представления об оборотнях-медведях - о колдунах, принимающих медвежий облик). В Повести временных лет под 1071 г. упоминается о казни волхвов: «Они же, поимше, убиша я. И повесиша я на дубе, отмьсте - приимше от Бога по правде. Яневи же идущю, домови, в другую нощь медведь възлезе - угрызъ ею и снесть». Казнь напоминает обычай языческой казни через удавление. Медведь здесь уподоблен посланнику от «нечистой силы», забирающего свою жертву.

Изгнание бесов из хлева монахом, о чем написано в «Житии Феодосия Печерского«», в деталях повторяет принятые в XIX в. способы изгнания нечисти из хлева с помощью медведя: «Тъгда же отьць нашь Феодосии въоруживъся на ня постъмь и молитвою… и прииде въ село то и вечеръ въниде единъ въ хлевину ту, иде нее беси жилище имяхуть, и, затворивъ двьри, ту же пребысть до утрьняя, молитву творя. Яко же от того часа не явитися бесомъ на то место, се же ни въ дворе пакости творити никому же». Образ монаха в этой ситуации явно вторичен, тогда как медведь трансформировал первоначальные функции покровителя скота, о чем свидетельствуют многочисленные этнографические материалы. У русских, чтобы не допустить к скоту чужого, «лихого домового», в конюшие вешали медвежью голову или вводили в хлев самого медведя, если домовой особенно «шалил». Череп, когти и шерсть медведя вешали в хлеву для того, чтобы скот хорошо велся и плодился, что подтверждается также и археологическими свидетельствами. В некоторых местах хозяин брал в Иванов день до восхода медвежью голову, нес ее на скотный двор, проходил с ней между скотом и закапывал среди двора.

Медведь, отличавшийся своей силой и долголетием, в большей степени, чем волк, сближался с человеком. Если волк воспринимался определенно как «чужой», то медведь - как «свой», обращенный в зверя в наказание за какие-либо проступки. Считали, что если снять с медведя шкуру, то он будет выглядеть как человек. Охотники замечали, что на медведя и на человека собака лает одинаково, не так, как на других. По этим причинам медведю не велено есть человека, а человеку медвежатину. И хотя медведь и волк обитали в лесу, медведя называли чаще хозяином леса, братом лешего, в то время как волков - псами, т. е. прислужниками лешего, что ставило их в подчиненное положение в «лесной иерархии» по отношению к медведю.

Культ медведя символизировал плодородие земли, леса, но противостоял водной стихии: в сказках и былинках медведь побеждал и изгонял водяного. В этом еще одно различие между культами животных. Антитеза суша- вода продолжала представления о границе, о переломных моментах, а эти понятия, как отмечено ранее, были связаны именно с волком. Образу медведя была присуща также брачная символика,
символика плодородия и плодовитости. Она проявлялась, в частности, в свадебном обряде, в любовной магии, в лечении бесплодия и т. п. Медведя воспринимали как символ здоровья и силы, что нашло отражение в лечебной практике. Например, для исцеления от лихорадки медведь должен был переступить через больного, положенного лицом вниз на землю, причем так, чтобы зверь коснулся его спины своей лапой.

Системный, генетический и сравнительно-исторический методы при анализе культов волка и медведя позволили ввести объективные критерии в исследование их происхождения и развития. Продолжая индоевропейскую по происхождению традицию, культы этих животных на Руси отражали две противоположные сферы бытия. Культ волка воплощал активное, агрессивное начало и был связан с воинами, дружиной, понятием «чужой». Культ медведя воплощал силу созидающую и был связан с плодоносящей силой земли, с понятиями «свой», «хозяин».

Е.В. Мозоль

[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]

_________________
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]

[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
avatar
Ведьма Анга
Хозяйка Форума, Практик
Хозяйка Форума, Практик

Сообщения : 5951
Репутация : 207
Дата регистрации : 2016-11-13
Откуда : Россия

Вернуться к началу Перейти вниз

Предыдущая тема Следующая тема Вернуться к началу

- Похожие темы

 
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения