Последние темы
» Приглашаем Вас на новый Мастер-класс "Коррекционная хиромантия"
Вчера в 8:38 pm автор Ведьма Анга

» Акция!!!Ответ на Ваш вопрос на колоде Таро.
Вчера в 8:17 pm автор Ведьма Анга

» АДОПИСНЫЕ ИКОНЫ.
Ср Июл 18, 2018 4:49 pm автор Ведьма Анга

» СЕЙЛАН,С ДНЁМ РОЖДЕНИЯ))
Вт Июл 10, 2018 9:02 am автор Сейлан

» Приглашаем вас на мастер класс по работе с маятником.
Вт Июн 26, 2018 9:12 am автор Ведьма Анга

» Малосольные помидоры в пакете.
Пн Июн 25, 2018 8:40 pm автор Козерог

» Приглашаем Вас на мастер класс "РАСКРЕСТ"
Чт Июн 21, 2018 7:53 am автор Ведьма Анга

» ПРИГЛАШАЕМ НА СЕМИНАР: «РАБОТА С ЭНЕРГЕТИЧЕСКИМИ КАНАЛАМИ ЧЕЛОВЕКА»
Вт Июн 19, 2018 5:23 am автор NatalK

» Денежные бутылки И ТАЛИСМАНЫ.
Пн Июн 18, 2018 7:11 am автор Ведьма Анга

» Добро Пожаловать на Форум
Вс Июн 17, 2018 6:50 am автор NatalK

» Смотреть всем!«Не делай добра, не получишь зла»
Сб Июн 16, 2018 6:29 am автор Ведьма Анга

» Эш – Мецареф: Синтез алхимии и каббалы.
Пт Июн 15, 2018 6:16 pm автор Ведьма Анга

»  Ритуал Баалсенот
Пт Июн 15, 2018 6:11 pm автор Ведьма Анга

» Месса Бабалон
Пт Июн 15, 2018 6:07 pm автор Ведьма Анга

» Сакральный смысл символа Бафомет в Матрице мироздания
Пт Июн 15, 2018 5:59 pm автор Ведьма Анга

»  Запись на Мастер-класс! Рунический малый и походный ритуал. Обращение к Богам-Дары.ведет автор Ева
Пт Июн 15, 2018 3:07 pm автор Ева

» Приглашаем на мастер класс"Летнее солнцестояние"
Ср Июн 13, 2018 6:59 am автор Ведьма Анга

» Запись на курс основы ясновидения.
Вт Июн 12, 2018 6:34 pm автор Агамемнон

» Общие Правила Форума
Вс Июн 10, 2018 6:32 am автор Агамемнон

» ПРИГЛАШАЕМ ВАС НА МАСТЕР-КЛАСС "ЗЕРКАЛЬНАЯ ЗАЩИТА"
Чт Июн 07, 2018 8:29 pm автор Ведьма Анга

»  Запись на МК "Как исполнить свои желания"
Чт Июн 07, 2018 7:07 am автор Ведьма Анга

» Благодарность Мастеру
Вт Июн 05, 2018 2:05 pm автор Ведьма Анга

» Приглашаем вас на мастер класс "Крадники"
Пн Июн 04, 2018 7:31 am автор Ведьма Анга

» ПРИГЛАШАЮ НА КУРС В ШКОЛУ ГЛИФОВ.
Ср Май 30, 2018 1:37 pm автор Ведьма Анга

»  ЗАПИСЬ НА МАСТЕР-КЛАСС! Установка защиты картами Таро. Ведёт автор Ева
Вт Май 29, 2018 9:20 pm автор Марьянка

»  Запись на Мастер класс "Ведьмины бутылки" -ведет Ева
Вс Май 27, 2018 8:44 am автор NatalK

» ПРИГЛАШАЕМ ВАС НА МАСТЕР-КЛАСС "ЗАЩИТЫ"
Чт Май 24, 2018 8:21 am автор Ведьма Анга

» ПРИГЛАШАЕМ ВАС ПОСЕТИТЬ МАСТЕР КЛАСС "Свадьбы:
Ср Май 23, 2018 10:01 pm автор Ведьма Анга

» Открыт набор: Школа проживания рун (для новичков) «Путешествие в Миры Древа Иггдрасиль»
Ср Май 23, 2018 2:49 pm автор NatalK

»  Запись на семинар " Очищение и восстановление чакр с помощью Таро". ведет автор - Ева
Вт Май 22, 2018 1:42 pm автор Ева

» ПРИГЛАШАЕМ ВАС НА МАСТЕР КЛАСС "АГМЫ".
Вс Май 20, 2018 9:41 am автор Ведьма Анга

»  Запись на мастер-класс "Постановка зеркальной защиты с обратным ударом" ведет Ева
Сб Май 19, 2018 1:16 pm автор Ведьма Анга

» Приглашаем на Мастер Класс "Изготовление бесовской колоды".
Ср Май 16, 2018 5:07 pm автор бука

» ВНИМАНИЕ!!! ПРИГЛАШАЕМ ВАС НА МК"ДИАГНОСТИКА ЗАЩИТЫ НА ТАРО"
Вт Май 15, 2018 8:08 pm автор Ведьма Анга

» Приглашаем на мастер класс"Диагностика рунами".
Пн Май 14, 2018 5:23 pm автор Валерия

» Дружественный форум "Мир магии и мантики"
Пн Май 14, 2018 6:50 am автор Ведьма Анга

» С Днём Победы,форумчане!!!
Ср Май 09, 2018 9:48 am автор Ева

» Запись на Мастер класс «Дом моей мечты»
Чт Апр 26, 2018 1:05 pm автор Сейлан

» Боевая магия
Пн Апр 23, 2018 6:43 am автор Ведьма Анга

» ПРИГЛАШАЮ ВАС НА МК"РИТУАЛЫ С ПАСХАЛЬНЫМИ СВЕЧАМИ".
Ср Апр 18, 2018 9:38 am автор Ведьма Анга

» Приглашаем посетить благотворительный мастер класс на Радуницу.
Вт Апр 17, 2018 2:28 pm автор NatalK

» Ритуал на картах Таро «Трансформация реальности с Картами Таро»
Вт Апр 17, 2018 12:57 pm автор Сейлан

» Журнал "Магический гримуар № 3"
Пн Апр 16, 2018 7:29 pm автор Ведьма Анга

» Коктейль "Восход Люцифера"
Чт Апр 12, 2018 8:46 pm автор Ведьма Анга

» БОГОХУЛЬНЫЕ ДЕЯНИЯ - запись на МК
Вт Апр 10, 2018 11:24 pm автор Runa

» Приглашаем на МК по приобретению своего дома.
Вт Апр 10, 2018 3:11 pm автор Ведьма Анга

» Приглашаю на МК по диагностике рунами.
Вт Апр 10, 2018 11:09 am автор NatalK

» Акция"Диагностику ставов и формул"
Пн Апр 09, 2018 12:59 pm автор son17

» ПОЧЕМУ УМЕТЬ ОБИЖАТЬСЯ ВАЖНО
Вс Апр 08, 2018 1:21 pm автор Ведьма Анга

» Пробуждение внутренней мудрости.
Сб Апр 07, 2018 8:31 pm автор son17

» Альфа состояние.
Сб Апр 07, 2018 5:24 pm автор son17

» Каждый человек может справиться с любой ситуацией в своей жизни.
Сб Апр 07, 2018 3:17 pm автор son17

» Что такое кармическое одиночество?
Сб Апр 07, 2018 3:06 pm автор son17

» Приглашаем на МК"Магия Пасхи"
Пт Апр 06, 2018 11:22 am автор Тина

» Музыка,которая цепляет.
Пн Апр 02, 2018 9:54 pm автор Чуня

» ПРИГЛАШАЕМ НА МАСТЕР КЛАСС "ДИАГНОСТИКА НЕГАТИВА НА КОЛОДЕ ТАРО"
Пн Апр 02, 2018 6:29 am автор Runa

» Красивая музыка.
Чт Мар 29, 2018 10:38 pm автор Чуня

» Молитвы русского Чернокнижья.
Вт Мар 27, 2018 4:00 pm автор Ведьма Анга

» Лилит - первая жена Адама из Библии - кто она?
Вс Мар 18, 2018 8:48 am автор NatalK

» Дружественный форум " Империя Люцифера"
Сб Мар 17, 2018 9:28 am автор Ведьма Анга

Июль 2018
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     

Календарь Календарь

Славянская Лавка
Пользователи, открывшие больше всего тем
Ведьма Анга
 
Чуня
 
Сейлан
 
Лилит
 
Козерог
 
NatalK
 
МАРИТА
 
Ева
 
Медея
 
son17
 

Ковен Ведьм

Сравнительный анализ культов волка и медведя в древнерусской языческой традиции

Перейти вниз

Сравнительный анализ культов волка и медведя в древнерусской языческой традиции

Сообщение автор Ведьма Анга в Чт Июл 27, 2017 2:15 pm

Религиозные верования восточных славян - тема, занимающая важное место в средневековой истории России. Изучение славянского язычества предполагает также исследование культов животных: их древнейшие формы, последующие традиции в IX-XVI вв., эволюцию в обрядовых действиях XVII-XX вв. В научной литературе накоплен значительный опыт по изучению культовой значимости отдельных видов животных. Проведем сравнительно-функциональный анализ языческих культов волка и медведя, изучив эволюцию основного содержания языческих культов этих животных, их основополагающие функции в обрядовой жизни и хозяйственной деятельности восточных славян.

Т.В. Гамкрслидзе и В.В. Иванов изучили сакральные значения волка и медведя у праиндоевропейцев III-II тыс. до н. э. Они показали, что культ медведя являлся ритуально менее значимым, чем культ волка, который охватывал как биологическую, так и социальную сферы: волк - символ единства всего племени, как особый социальный статус, символ всеведения, даруемого вождю племени. Волк и волчья стая наделялись особыми сакральными качествами. У древних хеттов царь Хатгусили I (XVII в до н. э.), обращаясь к собранию-панкусу, призывает своих воинов-подданых "быть единым целым", т.е. объединяться "как волчий род". Медведь символизировал тогда, преимущественно, плодородие природы. В балтийской и германской традициях, у восточных славян, т. е. у европейских индоевропейских народов, оказавшихся в сходной экологической среде обитания: в полосе лиственных и хвойных лесов Европы, наблюдается расширение ритуальной значимости медведя и утрата культом волка, при сохранении индоевропейской основы, многих своих функций. Речь идет не о большей или меньшей ритуальной значимости у восточных славян этих животных, а о разграничении сфер их применения. Культы волка и медведя стали выражать две во многом противоположные модели бытия. Первый несет в себе активное агрессивное начало, второй аккумулирует положительную природную мощь. Культ волка символизирует обладание неким сверх-знанием, силой, удалью, позволяющими быть «выше» большинства, управлять. Культ медведя воплощает силу почти безграничную, идущую «изнутри», способную исцелять, защищать, влиять на само течение жизни. Отсюда - связь культа волка с воинами, дружиной, князьями, понятием «чужой»; связь культа медведя с плодоносящей силой земли, животных, человека, с понятиями «свой», «хозяин».

Сравнение князя с волком находим в "Повести временных лет" (начало XII в.) и "Слове о полку Игореве" (конец XII в.). «Роди мать от волхованья... бысть ему язвенно на главе его, рекоша бо волсви матери его: «Се язвенно навяжи на нь, да носить е до живота своего», еже носить Всеславъ и до сего дне на собе, сего ради немилостливъ есть на кровьпролитье» . «Всеславь князь самь въ ночь влъкомъ рыскаше; изъ Кыева дорискаше до кур Тмутороканя, великому Хръсови влъкомъ путь прерыскаше». У князя Владимира Святославича был воевода Волчий Хвост, обладавший военной удачей (победил радимичей). Воины "Слова" называются и действуют "волками": "бегут, скачут, рыщут". Особенности рождения Всеслава (от волхвования), приписываемые ему способности к оборотничеству, этнонимы, содержащие основу "волк", описание воинов через действия животного - все они отражают древнюю индоевропейскую традицию представлений о людях "в волчьем обличье" и указывают на ритуальную значимость культа волка, связанную с обладанием вещим знанием.

В XIX-XX вв. среди диких животных волк оставался одним из центральных и наиболее мифологизированных персонажей. В Полесье при встрече с волком, призывали к себе умерших, называя их по имени, гукали мертвого, звали знакомого умершего охотника. Считалось, что волки истребляли нечисть, чтобы она меньше плодилась, т.е. выполняли роль охранников (дружинников). Верили, что у волков имеется свой хозяин, покровитель, а волки находятся в подчинении у лешего: леший кормит их как своих собак хлебом. В представлениях о волке как о хищнике, уносящем скотину, присутствует мотив жертвы. Волк исполняет медиаторскую функцию, он посредник между людьми и силами иного мира. Части тела и имя волка использовались для приобретения отпугивающих свойств, агрессивности, жизненной силы и здоровья. Чтобы пчелы давали больше меда, их окуривали кончиком волчьего носа. Волчий хвост носили при себе от болезней. Практически повсеместно волк, перебегающий дорогу путнику, пробегающий мимо деревни, встретившийся в пути, предвещает счастье, удачу и благополучие. Определяющим в образе волка является признак "чужой". Поэтому волк соотносился с чужими, приходящими извне - с женихом, с мертвыми, с предком, ходячим покойником-вампиром. В этом же ряду следует назвать колядников и участников других обходных обрядов: волков называли колядниками. Волк был связан с пересечением границы и различными пограничными, переломными моментами или периодами (смена старого года новым, переходный зимний или осенний периоды). К промежуточным календарным датам относилось время разгула волков и оберегов от них; считалось, что поездка к венчанию или с венчания могла закончиться обращением свадебной церемонии в волков.

Название медведя у восточных славян табуировалось. Первоначальная индоевропейская лексема заменилась описательным наименованием по признаку склонности животного к сладкому, что также указывает на культовую значимость медведя в славянской области. Монаха Печерского монастыря пугали бесы "в образе медвежий", что свидетельствует об оборотнических свойствах, приписываемых медведю и находящему многочисленные подтверждения в верованиях XIX в. (представления об оборотнях-медведях - о колдунах, принимающих медвежий облик). В Повести временных лет под 1071 г. упоминается о казни волхвов: «Они же, поимше, убиша я. И повесиша я на дубе, отмьсте - приимше от Бога по правде. Яневи же идущю, домови, в другую нощь медведь възлезе - угрызъ ею и снесть». Казнь напоминает обычай языческой казни через удавление. Медведь здесь уподоблен посланнику от «нечистой силы», забирающего свою жертву.

Изгнание бесов из хлева монахом, о чем написано в «Житии Феодосия Печерского«», в деталях повторяет принятые в XIX в. способы изгнания нечисти из хлева с помощью медведя: «Тъгда же отьць нашь Феодосии въоруживъся на ня постъмь и молитвою… и прииде въ село то и вечеръ въниде единъ въ хлевину ту, иде нее беси жилище имяхуть, и, затворивъ двьри, ту же пребысть до утрьняя, молитву творя. Яко же от того часа не явитися бесомъ на то место, се же ни въ дворе пакости творити никому же». Образ монаха в этой ситуации явно вторичен, тогда как медведь трансформировал первоначальные функции покровителя скота, о чем свидетельствуют многочисленные этнографические материалы. У русских, чтобы не допустить к скоту чужого, «лихого домового», в конюшие вешали медвежью голову или вводили в хлев самого медведя, если домовой особенно «шалил». Череп, когти и шерсть медведя вешали в хлеву для того, чтобы скот хорошо велся и плодился, что подтверждается также и археологическими свидетельствами. В некоторых местах хозяин брал в Иванов день до восхода медвежью голову, нес ее на скотный двор, проходил с ней между скотом и закапывал среди двора.

Медведь, отличавшийся своей силой и долголетием, в большей степени, чем волк, сближался с человеком. Если волк воспринимался определенно как «чужой», то медведь - как «свой», обращенный в зверя в наказание за какие-либо проступки. Считали, что если снять с медведя шкуру, то он будет выглядеть как человек. Охотники замечали, что на медведя и на человека собака лает одинаково, не так, как на других. По этим причинам медведю не велено есть человека, а человеку медвежатину. И хотя медведь и волк обитали в лесу, медведя называли чаще хозяином леса, братом лешего, в то время как волков - псами, т. е. прислужниками лешего, что ставило их в подчиненное положение в «лесной иерархии» по отношению к медведю.

Культ медведя символизировал плодородие земли, леса, но противостоял водной стихии: в сказках и былинках медведь побеждал и изгонял водяного. В этом еще одно различие между культами животных. Антитеза суша- вода продолжала представления о границе, о переломных моментах, а эти понятия, как отмечено ранее, были связаны именно с волком. Образу медведя была присуща также брачная символика,
символика плодородия и плодовитости. Она проявлялась, в частности, в свадебном обряде, в любовной магии, в лечении бесплодия и т. п. Медведя воспринимали как символ здоровья и силы, что нашло отражение в лечебной практике. Например, для исцеления от лихорадки медведь должен был переступить через больного, положенного лицом вниз на землю, причем так, чтобы зверь коснулся его спины своей лапой.

Системный, генетический и сравнительно-исторический методы при анализе культов волка и медведя позволили ввести объективные критерии в исследование их происхождения и развития. Продолжая индоевропейскую по происхождению традицию, культы этих животных на Руси отражали две противоположные сферы бытия. Культ волка воплощал активное, агрессивное начало и был связан с воинами, дружиной, понятием «чужой». Культ медведя воплощал силу созидающую и был связан с плодоносящей силой земли, с понятиями «свой», «хозяин».

Е.В. Мозоль

[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]

_________________
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]

[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
avatar
Ведьма Анга
Хозяйка Форума, Практик
Хозяйка Форума, Практик

Сообщения : 9416
Репутация : 793
Дата регистрации : 2016-11-13
Откуда : Россия

Вернуться к началу Перейти вниз

Вернуться к началу

- Похожие темы

 
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения