Последние темы
» ПРИГЛАШАЕМ ВАС В АКЦИЮ ПРОСМОТРА ВАШИХ МАГИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ.
Пт Янв 19, 2018 2:43 pm автор Чуня

» Поздравляю всех с Новым годом!
Пн Янв 15, 2018 6:09 pm автор Козерог

» ПРИГЛАШАЮ ВАС НА КУРС ШКОЛЫ ЭНЕРГИЙ.
Пт Янв 12, 2018 8:10 pm автор NatalK

» ПРИГЛАШАЮ НА КУРС В ШКОЛУ ГЛИФОВ.
Ср Янв 10, 2018 7:11 pm автор Ведьма Анга

» Приглашаем на кармические расклады.
Вт Янв 09, 2018 8:34 pm автор Ведьма Анга

» Добро Пожаловать на Форум
Вт Янв 09, 2018 8:32 pm автор Ведьма Анга

» Акция Форума КОВЕН ВЕДЬМ
Вт Янв 09, 2018 8:23 pm автор Таурэтари

» Иисус Христос.
Пн Янв 08, 2018 9:17 am автор Козерог

» Рунические свечи из вощины.
Вс Янв 07, 2018 5:29 pm автор Козерог

» Кармические отношения. На горе или на радость?
Вс Янв 07, 2018 4:35 pm автор Ведьма Анга

» С Рождеством))
Вс Янв 07, 2018 10:41 am автор Ведьма Анга

» С ПРАЗДНИКОМ Водокреса и Рождества!
Сб Янв 06, 2018 5:15 pm автор Ведьма Анга

» Ритуал Освящения Таро. Каббала
Пт Янв 05, 2018 4:18 pm автор Ведьма Анга

» Дорогая Козерог,с Днём Рождения))
Пт Янв 05, 2018 11:04 am автор Козерог

» Кукла-оберег «Крупеничка».
Вт Янв 02, 2018 11:20 am автор Ведьма Анга

» ПРАВИЛА ИЗГОТОВЛЕНИЯ НАРОДНОЙ КУКЛЫ:
Вт Янв 02, 2018 11:16 am автор Ведьма Анга

» 7 ключей к роману «Мастер и Маргарита»
Пн Янв 01, 2018 7:49 pm автор Ведьма Анга

» Новый 2018 год!
Вс Дек 31, 2017 6:10 pm автор Козерог

» АКЦИЯ!!!ЧИСТКА ФИНАНСОВОГО КАНАЛА И ПОДКЛЮЧЕНИЕ К ЭГРЕГОРУ ДЕНЕГ.
Ср Дек 27, 2017 11:02 pm автор Ведьма Анга

» Внимание!!!Приглашаю вас на курс Тёмного колдовства.
Сб Дек 23, 2017 6:33 pm автор Марьянка

» Ваза богатства по Фэн Шуй своими руками.
Сб Дек 23, 2017 10:03 am автор Ведьма Анга

» Как работают рунические формулы? Часть 1.
Сб Дек 23, 2017 9:46 am автор Ведьма Анга

» ОБРЯД ДЛЯ ПРОДАЖИ КВАРТИРЫ / КАК БЫСТРО ПРОДАТЬ КВАРТИРУ / ЗАГОВОР НА ПРОДАЖУ ДОМА
Сб Дек 23, 2017 9:43 am автор Ведьма Анга

» Дружественный форум ПЧМ.
Ср Дек 20, 2017 2:16 pm автор Козерог

» Новогодние рецептики.
Ср Дек 20, 2017 1:04 pm автор Ведьма Анга

» Приглашение на Практикум на колоде Таро "Диагностика графических формул"
Пн Дек 18, 2017 10:59 pm автор Сон

» Shyra.c ДНЁМ РОЖДЕНИЯ
Вс Дек 17, 2017 11:46 pm автор Козерог

» Тамара П,с Днём рождения вас))
Вс Дек 17, 2017 1:26 pm автор Ведьма Анга

» Внимание!!!Бесплатный магический журнал.
Пт Дек 15, 2017 11:12 pm автор Ведьма Анга

» Приглашаем на МК "Празднование Йоля"
Пт Дек 15, 2017 6:27 pm автор Ведьма Анга

» Дружественный форум"Магический гримуар".
Пт Дек 15, 2017 5:54 pm автор Ведьма Анга

» Запись на курс основы ясновидения.
Вт Дек 12, 2017 6:58 pm автор Олёна

» Поздравляем с Днем Рождения!
Пн Дек 11, 2017 2:17 pm автор Козерог

» Диагностика любовных отношений
Пн Дек 11, 2017 9:06 am автор Сейлан

» Новогодний Календарь на 2018 год
Пн Дек 11, 2017 9:00 am автор Сейлан

» Ответ на Колоде Таро Хейндля
Чт Дек 07, 2017 9:54 pm автор Козерог

» 14 восточных правил успеха..
Чт Дек 07, 2017 3:07 pm автор Чуня

» Что происходит с человеком в гробу.
Вт Дек 05, 2017 6:35 pm автор Ведьма Анга

» ИЕРОГЛИФЫ ЛЮБВИ
Вт Дек 05, 2017 12:42 am автор Чуня

» Символы и талисманы любовного фен-шуй
Вт Дек 05, 2017 12:38 am автор Чуня

» Ритуал фен-шуй для привлечения любви.
Вт Дек 05, 2017 12:36 am автор Чуня

» Внимание!Приглашаю в акцию "Ваша кармическая задача"
Вс Дек 03, 2017 10:30 pm автор Алекса

» Кельтский Огам
Вс Дек 03, 2017 7:32 pm автор Олёна

» Красивая музыка.
Пт Дек 01, 2017 2:22 pm автор Ведьма Анга

» Колода Таро Хейндля
Пт Дек 01, 2017 10:54 am автор Ведьма Анга

» Анализ и оценка магического обряда.
Пт Дек 01, 2017 6:33 am автор Мара

» Форум приглашает к сотрудничеству модераторов.
Чт Ноя 30, 2017 11:27 am автор Ведьма Анга

» Приглашение на Практикум на колоде Таро
Вт Ноя 28, 2017 12:54 pm автор Олёна

» О науке Каббала.
Пн Ноя 27, 2017 9:23 pm автор Ведьма Анга

»  "Цветочные подсвечники"
Пн Ноя 27, 2017 8:13 pm автор Ведьма Анга

» С ДНЁМ МАМОЧКИ
Вс Ноя 26, 2017 11:03 pm автор Козерог

» ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ ФОРУМА!!!
Вс Ноя 26, 2017 9:17 am автор Ведьма Анга

» ЩИ ОБЖОРНЫЕ И ПУСТЫЕ
Вт Ноя 21, 2017 11:01 pm автор Ведьма Анга

» Колода "Таро Чернокнижника"
Сб Ноя 18, 2017 8:51 pm автор Ведьма Анга

» Поздравляем с Днем Рождения Ведьму Ангу!
Пт Ноя 17, 2017 8:19 pm автор Ведьма Анга

» ПРИГЛАШАЕМ ВАС ПОСЕТИТЬ МАСТЕР КЛАСС "ОЧИЩЕНИЕ И ИЗБАВЛЕНИЕ ОТ МАГИЧЕСКОГО НЕГАТИВА ЧЕРЕЗ ВЕЛЕСА".
Сб Ноя 11, 2017 5:42 pm автор Ведьма Анга

» Запись на Мастер-класс "Трансформация реальности с Таро"
Пт Ноя 10, 2017 9:06 am автор МИЛЕДИ

» Приглашаем на Мастер Класс "Бесовский приворот"
Вт Ноя 07, 2017 6:05 pm автор Ведьма Анга

» Приглашаю на практикум "Определение негатива на Таро Уэйта".
Вс Ноя 05, 2017 9:56 am автор Медея

» Мастер класс по изготовлению магического зеркала.
Пт Ноя 03, 2017 1:31 pm автор Козерог

Январь 2018
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    

Календарь Календарь

Славянская Лавка
Пользователи, открывшие больше всего тем
Ведьма Анга
 
Чуня
 
Сейлан
 
Лилит
 
Козерог
 
МАРИТА
 
Медея
 
АРИАДНА
 
МИЛЕДИ
 
Марьянка
 

Ковен Ведьм

Колдовство да царицын след.

Предыдущая тема Следующая тема Перейти вниз

Колдовство да царицын след.

Сообщение автор Ведьма Анга в Пт Мар 24, 2017 10:34 am

1638 г. ноября 16 извещали государю мастерицы Марья Сновидова да Степанида Арапка и рассказывали: как был государь в Троицком осеннем объезде и без него государя приходила в Верх к мастерице Дарье Иаманове неведомо какая жонка, а видели то они мастерицы да два сторожа, светлишной да портомойной. Да она ж Дарья, украдчи остатки государевых деланых скатертей, отдала тем сторожам неведомо для чего. Да как государь пришел из объезду и приехав из того объезда подруга ее мастерица Авдотья Ярышкина, шла в Верх по каменной лестнице и она Дарья говорила ей, что сыпала песок на след государыни царицы Евдокии Лук.; и то слово слышала она Авдотья да светлишная писица Ненила Волонская, а от писицы слышала мастерица Анна Коробанова. Да как после того царица шла по переходам мимо Светлицы и в те поры они изветчицы говорили ей Дарье про светличную пропажу государских скатертей и она им сказала: толькоб де мне царицу уходить, а ныне де мне дешевы и слышали то слово золотные мастерицы. Да она ж Дарья, как государь был в Троицком объезде, ездила за Москву реку к серпуховитину Ивану Соймонову ночевать; а приезжала к нему покрыта государским полотном, в которых полотнах делают государским детям сорочки, и она то полотно, ездя, изодрала. Вот какие светличные события происходили на этот раз в отсутствие государя и царицы. Надо было сыскать подлинно и обо всем расспросить. Государь указал сделать розыск тому же окольничему Стрешневу и дьяку Сурьянину Тороканову.

При первом распросе мастерица Дарья сказала, что приходила к ней в Верх золовка ее Матренка Бахирева и стояла с нею у нижней Светлицы, а потом она взяла ее к себе в верхнюю Светлицу, потчивала медом и отпустила домой: остатки скатертей отдала сторожам потому, что они ни к чему не пригодятся (три лоскута, по смете всего с поларшина) песку на след царицы не сыпывала и слова говорила такие: толькоб государыня ее пожаловала, а иные ей не дороги и к Соймонову ночевать не езживала.Мастерица Авдотья Ярышкина рассказала, как и из-за чего началось дело. Как государь с царицею пришли из троицкого объезда, она, быв в Верху, пошла к себе; и как будет на крыльце против полатки, где стоят на карауле, тут стояла мастерица Марья Сновидова с сестрою Домною: и Домна приказывает мужу Марьину, чтоб он ея сестру, а свою жену поучил гораздо за то, что она покрала в Светлице коробью у мастерицы Анны Коробановой, а она тое свою сестру завтре в Светлице перед всеми мастерицами выучит, чтоб она вперед не дуровала. Тогда мастерица Марья, оправдываясь, начала говорпть: то де на нас поносит мастерица Дарья Ламанова и только де она в том на нас посягает, ино де и то будет наруже, как она на след г. царицы сыпала песок. Услышав от нее то слово, Авдотья ударила ее Марью плетным батогом в голову: не ври де ты, жидовка! Как ты такое слово говоришь, от чего голове твоей пропасть! Потом на завтрее, пришед в Верх, она Авдотья сказывала то слово своим подругам; да слышала то слово и писица Ненила.
Изветчицы Марья и Степанида показывали, что как царица шла с переходов мимо Светлицы и Дарья в то время говорила: лишеб мне уходить царицу, а они ей недороги. Еще сказывала ей подруга их таж Дарья: есть де у ней такая баба, что всему тому пособит, да и звала к той бабе за Москву реку. Судьи поставили мастериц на очную ставку. С очей на очи Дарья Ламанова во всем запиралась; о царице говорила по случаю пропажи, толькоб государыня в той пропаже ее пожаловала, а они де ей все недороги. Судьи объявили ей: если она вины своей не принесет и правды не скажет, то государь указал пытать ее накрепко и огнем жечь.Постояв немного, она заплакала и учала виниться. В том слове, что будто на след государыни сыпала песок — виновата; нечто будет то слово подругам своим она молвила со пьяна. Да и в том она виновата, что за Москву реку к Ивану Соймонову, покрывся государским полотном, ночевать ездила и как приехала потом к себе на подворье и муж стал ее спрашивать, куды она ездила и где ночевала? И она боясь мужа своего побой, сказала ему, что грешным де обычаем прожгла она царевны Ирины Мих. сорочку и ездила за Москву реку прибирать к той сорочке новое полотно, вместо прозженного, которым и была покрыта. Но о жонке, которая приходила к ней в Светлицу, она подтвердила только прежния свои речи. На другой же день, государь, слушав сего дела, велел мастериц и сторожей пытать: «как мастерица Дарья на след государыни сыпала песок, как она Дарья звала с собою за Москву реку Степаниду Арапку к бабе, а говорила, надабе де государское сердце уходить, а иные де ей подруги ее сошлися даром, и для-ль государские порчи хотела итить к бабе или для инова какова дела и кто с нею в том деле и какие люди в думе были; и в Верх к ней Дарье в Светлиду та ли баба, которая живет за Москвою рекою, приходила или какая иная и для чего приходила?У пытки Дарья повинилась: «в том она перед государем и перед государынею виновата, что к бабе, к ворожее подругу свою Степаниду Арапку за Москву реку звала, а тое де бабу зовут Настасьицею, живет за Москвою рекою на всполье; а спознала ее с нею подруга ее золотная ж мастерица Авдотья Ярышкина, для того, что она людей приворачивает, а у мужей к женам сердце и ревность отымает; а наговаривает на соль и на мыло; да тое соль дают мужьям в естве и в питье, а мылом умываютца; да и над мужем де она, Авдотья, своим тож делала и у него к себе серцо и ум отняла: что она Авдотья ни делает, а он ей в том молчит. Да онаж Авдотья ворует с братьями своими двумя Соймоновыми и ею Дарьею братьям своим сводничает, тому ныне четвертый год. И била челом, чтоб поставить Авдотью с нею с очей на очи и расспросить, потому что она про то дело, что ей Дарье давала баба колдунья подлинно ведает. Да там баба давала, наговариваючи, золотной же мастерице Анне Тяпкине, чтоб муж ее Алексей Коробанов добр был до ее Анниных детей». — Стали пытать Дарью накрепко. С пытки она говорила, что ездила к той бабе и пыталась для мужа, чтоб ее муж любил желала только приворожить мужа и что колдунья в Светлицу к ней не приходила. Но когда велели пытать другую мастерицу, Марью Сновидову, утверждавшую противное, и как ее учали разболокать — мастерица Дарья стала просить чтоб ее не портить, присовокупив, что как сыщут тое бабу с которою она спозналась чрез Авдотью Ярышкину, — тут все объявитца, а она ту бабу укажет, и где живет она двор знает.

Судьи тотчас послали за колдуньей. Привели жонку-колдунью. В роспросе она сказалась, зовут ее Настасьицею, Иванова дочь, родом Черниговка, а муж у ней Литвин, зовут его Янкою Павлов. На очной ставке ее все признали за ту именно бабу, которая приходила во дворец. Сама Дарья Ламанова сказала, что у ней та жонка в Светлице была и медом она ее потчивала. Но Настасьица во всем запиралась: мастериц она ни кого не знает и у них в Светлице не бывала. Судьи велели ее пытати накрепко и огнем жечь. И послыша то мастерица Дарья учела винитца и плакать, а той жонке Настке говорить, чтоб повинилась. «Помнишь ты сама, говорила она ей, как мне про тебя сказала мастерица Авдотья Ярышкина; и я по ее сказке к тебе пришла и ворот чорной своей рубашки, отодрав, к тебе принесла, да с тем же воротом принесла к тебе соль и мыло. И ты меня спросила, прямое ли имя Авдотья, и я сказала тебе, что прямое, и ты в те поры той моей рубашки ворот на ошостке у печи сожгла и на соль и на мыло наговорила, а как наговорила и ты велела мне тот пепел сыпать на государской след, куда государь и государыня царица и их царские дети и ближние люди ходят и тебе де в том от государя и от царицы кручины никакие не будет, а ближние люди учнут любити. А мылом велела ты мне умыватца с мужем; а соль велела давати емуж в питье и в естве, так де у мужа моего серцо и ревность отойдет и до меня будет добр. Да и не одна я у тебя была, продолжала Дарья; приходили после того со мноюж к тебе Васильева жена Колоднича, Семенова жена Суровцова, и ты им, наговоря, соль и мыло давала. Авдотья Ярышкина приходила к тебе с братьями своими Соймоновыми, да у тебя и ночевали.Не смотря на улики, сопровождаемые пыткой, ворожея запиралась. Мастерица же говорила, что именно от нее получила пепел и сыпала на след государыни у Светлицы по крыльцу, где ходят на переходы, да у дверей проходной палаты, где ходят на теж переходы; а сыпала она тот пепел на царицын след, как государь пришел из рубцовского объезду (в конце августа).

Стали пытать колдунью в другой раз и огнем жечь. Она не выдержала и повинилась, что мастерицам Дарье Ломанове и ее подругам, которых знает а иных и незнает, сжегши женских рубашек вороты, и наговоря соль и мыло, давала, и пепел велела сыпать на государской след, но не для лихова дела, а для того, как тот пепел государь и государыня перейдет, а чье в те поры будет челобитье и то дело сделается; да от того бывает государская милость и ближние люди к ним будут добры. А соль и мыло она велела мастерицам давать мужьям своим, чтоб до них были добры.Но этого было недостаточно. Предложен был новый вопрос: сколь она давно тем промыслом промышляет и от Польского и от Литовского короля к мужу ее литвину Янке присылка или заказ, что ей государя или государыню испортить, был ли; и чем она и какими лихими делы их государей портила: и давноль она тому делу, что мужей приворачивать, научилась, и кто ее тому учил, и муж ее про то ведает ли? На пытке и на огне колдунья отвечала, что к мужу ее к литвину Янке и к ней из Литвы от короля для государские порчи приказу и иного никакого заказу небывало, и сама она их государей не порчивала. Только она дала мастерице Дарье ворота зженой рубашки пепел, а велела сыпать на государской след, чтоб государь и царица и ближние люди до нее были добры. А что она мужей приворачивает, и она только и наговорных слов говорит: как люди смотрятца в зеркало, так бы муж смотрел на жену да не насмотрелся; а мыло, сколь борзо смоетца, столь бы де скоро муж полюбил; а рубашка, какова на теле бела, столь бы де муж был светел; да и иные де она не лихия слова наговаривала, чтоб государь и государыня жаловали, а ближние люди любили: а муж ее про тот промысел не ведает. А учила ее тому на Москве жонка Манка, слывет Козлиха, а живет за Москвою рекою у Покрова.Тотчас отыскали и Манку Козлиху и поставили их с очей на очи. Они, как и следовало, завели спор. Настасьица сказывала, что ее ворожить учила она Манка, а Манка отрекалась, говорила, что неучивала. Стали пытать. Почти тоже Манка сказала и с пытки: ворожить не учивала, ворожбы не знает, а только и знает, что малых детей смывает да жабы, у кого прилучитца, во рте уговаривает да горшки на брюха наметывает, а опричь того и ничего не знает. Между тем колдунья Настька не переставала ее уличать и доказывать, что она ворожить выучилась у ней. Стали Манку пытать в другой раз накрепко и огнем жечь. Но колдунья не сознавалась ни в чем. Настька, уличаючи ее, говорила, что она запирается, будто мастериц никого не знает, она де и портомой знает. Женился солдат у портомой, слывет Лидовской; и тот солдат с портомоею к ней Манке приходил. Та ответила, что приходил, но не для ворожбы.В числе новых улик ворожея Настасьица сказала, что еще за год назад сын Манкин, приводил к ней Настьке мастерицу Дарью Ламанову, которая с тем детиною принесла к ней наговаривать соль да мыло. И она Настька ему сказала: для чего к ней с тою мастерицею мимо матери своей ходит; и тот ответил, что мать его спит пьяна; и она Настька, наговоря соль и мыло, для привороту, ей Дарье дала. А наговаривала ту соль, отнимаючи ревность у мужей.

На очной ставке все это подтвердила и мастерица Дарья: но Манка Козлиха не сознавалась ни в чем и просила пытать Настьку, потому что она ее клеплет. Настька с пытки говорила прежния речи. Тогда велели пытать Манку в-третьи, накрепко и огнем жечь.«И жонка Манка с пытки повинилась, а сказала, что она сама ворожит и Настасьицу ворожить учила. А ей Манке тое ворожбу оставила при смерти мать ее родная Оленка: а как матери ее настало, тому ныне семой год; а ворожа, она, в привороте, на соль и на мыло и на зеркало наговаривала: как смотрятца в зеркало да не насмотрятца, так бы муж на жену не насмотрелся; а соль: как тое соль люди в естве любят, так бы муж жену любил; а на мыло наговаривала: сколь скоро мыло с лица смоетца, столь бы скоро муж жену полюбил; а вороты рубашечные жегши приговаривала: какова бела рубашка на теле, таков бы муж до жены был; а жабу у еого прилучитца во рте уговаривает: святый ангел хранитель умири и исцели, у того имянем у кого прилучитца, болезнь сию. А инова она ничего лихова опричь того незнает и лихим словом не наговаривает. Да и не одна она тем ремеслом промышляет, есть на Москве и иные бабы, которые подлинно умеют ворожить. Одна живет за Арбацкими вороты, зовут ее Ульянкою, слепая; а две живут за Москвою рекою, одна в Лужниках, а другая, зовут Дунькою, в Стрелецкой слободе.Таким образом явились еще ворожеи, баба Улька, Дунка, да Феклица, все слепыя. Судьи тотчас послали по тех баб. Когда их поставили к делу, с очей на очи с Козлихою, то в распросе они сказали, что Манки незнают и сами неворожат и с ворожеями незнаютца. Но та утверждала, что «они сами ворожат и ворожиться к ним изо многих дворов всякие люди ходят». Начали пытать накрепко жонку Ульку, повторяя все те вопросы, на которых главным образом сосредоточивалось все дело, т. е. не пыталась испортить государское здоровье и верховых постельниц и мастериц кого знает? С пытки она сказала, что «только и знает, что около малых детей ходит, кто поболит и она их смывает, и жабы во рте уговаривает да горшки на брюха наметывает, а наговорные слова у ней таковы: ангел хранитель утиши во младенце сем, у кого объявитца болезнь сия, да наговоря на воду, детей смывает. А жабы во рте давит да темжи словы наговаривает». Потом во время новой пытки и жжения огнем она прибавила, что «не одним тем промышляет, есть де за нею и иной промысл: у которых людей в торговле товар заляжет, и она тем торговым людям наговаривает на мед, а велит им тем медом умываться, а сама приговаривает: как пчелы ярые роятца да слетаютца, такбы к тем торговым людем для их товаров купцы сходились. И от того наговору у тех торговых людей на товары купцы бывают скорые. А как она мужей к женам приворачивала, и она наговаривала на хлеб с солью, да на мыло; а наговариваючи тот хлеб с солью, велела женам есть: как де хлеб да соль люди любят, так бы муж жену любил; а мылом велела умываться: сколько скоро мыло к лицу прильнет, стольбы скоро муж жену полюбил. А у кого лучитца сердечная болезнь или лихорадка или иная какая нутреная болезнь — и она тем людям, наговариваючи на вино да на чеснок да на уксус, давала; а в приговоре наговаривала; утиши сам Христос в том человеке болезнь сию, да Увар христов мученик, да Иван Креститель, да Михайло Архангел да Тихон святый и иные божественные слова, а не лихия, — и от того тем людям бывала легость. После новых пыток и жженья Улька ничего в речах не прибавила.Другая ворожея Дунька слепая объяснила с пытки, что ворожбы и ведовства никакого незнает, а только знает, что малых детей от уроков смывает да жабы во рте уговаривает. Да онаж на бруха, у кого что пропадет, смотрят. А на кого скажут неверну и она, посмотря на серцо, узнает, потому что у него сердце трепещет.Третья, Феклида, с пытки созналась только в том, что грыжи людем уговаривает, — а наговаривает на громовую стрелку да на медвежий ноготь да с тое стрелки и с ногтя дает пить воду, а приговариваючи, говорит: как де ей старой жонке детей нераживать, так бы, у кого та грыжа, и болезни небыли; да онаж, у кого случитца, на брюха горшки наметывает. Несмотря на жестокия пытки и сжение огнем, что повторялось несколько раз, все эти жонки колдуньи ничего более неоткрыли. Оставалось расспросить оговоренных мастериц. Авдотья Ярышкина ни в чем не созналась и сказала, что Дарья ее тем всем клеплет. Анна Тяпкина сказала, что в прошлом году Дарья привезла к ней в Светлицу, пьяная, вина да в бумажке соли и велела ей то вино пить, а не сказала, что оно наговорное. Она Анна, боясь, что от Дарьи чинится в Светлице пропажа, того вина не аила и его вылила, а соль рассымала на земле; колдуньи она незнает и ничем на государское здоровье у ней не пытывалась.

Прасковья Суровцова сказала, что пыталась у колдуньи и наговореную соль брала, для того, чтоб зять ее добр был до ее дочери; а иным ничем не пытывалась. Прасковья Колоднича сказала, что пыталась у колдуньи, брала наговореную соль, по тому что муж ее до нее лих, и она ему давала ту соль, для того чтоб до нее был добр.Дело по разным обстоятельствам приостановилось почти на четыре месяца. В течении этого времени, в январе 1639 года, после непродолжительной болезни, умер пятилетний царевич Иван Михайлович, а в конце марта новорожденный царевич Василий Михаилович (стр. 320). Эти несчастные для царицы события не остались без влияния и на ход рассматриваемого дела. 1 апреля, следовательно чрез несколько дней по смерти новорожденного царевича, государь указал снова распросить и пытать накрепко и мастерицу и ведунью женку Настьку.Содержание новых допросов заключалось в том, что так как мастерица Дашка, к бабе ворожее, которая людей приворачивает и у мужей к женам серцо и ревность отымает, — ездила и пыталась у ней, чтоб баба сделала как бы до нее Дашки государь и государыня и их государские дети и ближние люди были добры; и колдунья Настька, зжегши ее Дашкин рубашечный ворот, велела ей сыпать на государской след: как де государь и государыня перейдет тот след, а чье в те поры будет челобитье и то дело сделается; и она Дашка на след царицы пепел сыпала, что все подтвердила с пытки и сама колдунья; и после того их воровства, как мастерица на след государыни сыпала ведовской рубашечный пепел, — государыня царица Евдокия Лукьяновна учала недомогать и быти печальна; да после тогож вскоре грех учинился, государя царевича Ивана Михаиловича не стало; а после тоеж скорби вскоре государыня царица родила государя царевича Василья Михаиловича больна, и после ее государских родин и того государя царевича Василия Михаиловича не стадо вскореж; и ныне государыня перед прежним скорбнаж и меж их государей в их государском здоровье и в любви стало не по прежнему. И то знатно, кабы с того времени, как она Дашка по ведовству жонки колдуньи Настьки Черниговки на след государыни сыпала пепел и от того времени и до сих мест меж их государей скорбь и в их государскож здоровье помешка. И онаб мастерица Дашка и ведунья жонка Настька сказали про то подлинно в правду, для чего она Дашка ведовской рубашечный пепел на след государыни царицы сыпала; а та ведунья Настька что подлинно над тем пепелом наговаривала и на государской след сыпать велела: над государем и над государынею и над их государскими детьми какое лихое дело неумышлялиль и их государей не портилиль и детей их государских у них государей не отнималиль и совет их государской меж их государей своею ведовскою рознью к развращенью не делалиль и детям их государским в их многолетном здоровье тем своим ведовским делом, порчею, лет не убавливалиль и иного какого зла им государям и их детям неумышлялиль и умысля что, не делалиль, про тоб про все сказали вправду.При особенной пригрозе, при новых пытках и сжении огнем, и мастерица и колдунья говорили теж речи, что и наперед того сказывали: именно, что одна сыпала, а другая велела ей сыпать пепел на след государыни для того, чтоб царица ее Дарью жаловала, а не для лихова дела.Затем истязания прекратились и колдуньи Настасьицы вскоре не стало — она умерла. Умерла также и другая колдунья Ульянка слепая; прочие подсудимые были розданы приставам под стражу, до окончания дела.Спустя месяца четыре, в августе тогоже года, это дело опять было поднято пыткою и допросом оговоренных мастериц. На Авдотью Ярышкину несчастная Дарья Ламанова показывала, что она ее спознала с бабою ворожеею, которая людей приворачивает, а у мужей к женам сердце и ревность отнимает, что Авдотья тем ворожучи и мужа своего обошла, что хочет, то ворует, а муж ей в том молчит; что ворует она с братьями своими и ею Дашкою с ними сводничала. На новом распросе мастерица Ярышкина во всем запиралась и говорила, что Дарья все затеяла на нее по недружбе. Но с пытки во всем повинилась. К колдунье она ездить пыталась для того, что у ней на дочери была падучая болезнь и еще для того, чтоб ее любил муж и ни в чем не возбранял и подругою своею Дарьею сводничала; но на государей никакого зла неумышляла.Прасковья Суровцова с пытки же повинилась в том только, что она действительно у кольдуньи Настьки пыталась и наговорную соль и мыло и своей рубашки ворота жженой пепел у ней брала, и тем мылом велела дочери своей умываться, и соль и пепел сыпала в питье, да давала пить зятю своему, чтоб зять ее добр был до ее дочери.Прасковья Колоднича с пытки призналась также в одном, что ходила за Москву реку к бабе Настьке, и мыло и белила и соль наговорную у ней брала, и тем мылом умывалась и белилами белилась, а соль мужу своему давала в естве, для того, чтоб муж до нее добр был. И она, убелясь, вышла к своему мужу, как он пришел во двор, и муж в те поры ее убил (зашиб, прибил); и она видя, что в том наговорном мыле и в белилах и в соли помочи нет, взяла да и достальное мыло и соль разметала.В сентябре тогоже 1639 года вышел государев указ: Дарью Ламанову с мужем сослать в Сибирской город на Пелым; Авдотью Ярышкину с мужем, с сыном и с дочерью сослать в Каргополь; а их подруг, других мастериц, выслать из Двора и с мужьями и вперед в царицыном чину не быть; колдуний разослать в городы: Манку Козлиху к Соликамской, Дуньку слепую в Кайгород, Феклицу слепую с мужем на Вятку. — Сторожей, светличного и портомойного, бить батоги и из Двора выслать; сына боярского Соймонова и подьячего Якунина, вероятно по тому же делу, бить кнутом.
Домашний быт русских цариц в XVI и XVII столетиях Забелин Иван Егорович[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]

_________________
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]

[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
avatar
Ведьма Анга
Хозяйка Форума, Практик
Хозяйка Форума, Практик

Сообщения : 6782
Репутация : 210
Дата регистрации : 2016-11-13
Откуда : Россия

Вернуться к началу Перейти вниз

Предыдущая тема Следующая тема Вернуться к началу


 
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения